Как репутация топ-менеджера может превращаться в экономический капитал. Символический капитал в действии

December 13, 2021 11:02 pm

Что такое символический капитал и как он помогает бизнесу сделать конкурентное преимущество. Зачем бизнесу приглашать в Наблюдательные советы людей с другим бекграудом.

Автор: Наталия Кривда, академический директор Эдинбургской бизнес-школы, модератор панели “Звезда в Совете директоров” V Международного форума корпоративных директоров.

Опыт последних десятилетий, особенно практика американского корпоративного управления, демонстрирует нам мощный тренд – приглашение в наблюдательные советы представителей культуры и искусства, академических лидеров, селебритиз, людей с другим бекграундом и, очевидно, другим опытом и образом мышления.

На мой взгляд, существует несколько значительных мотивов для этих приглашений, не все из которых очевидны.

Во-первых, это разнообразие опыта, а значит – возможность создать объемное, не плоскостное видение проблем, разрушение стереотипов мышления, нетривиальность решений.

Профессиональный опыт финансистов, юристов, топ-менеджеров (как правило, составляют большинство членов наблюдательных советов) накладывает определенный отпечаток на способы принятия решений, ценностные суждения и процессуальные подходы.

Свежий, беспристрастный, “профессионально недеформированный” взгляд если не обеспечит, то хотя бы даст надежду на расширение горизонта, борьбу с пристрастностью и стереотипами управленческих решений.

Более того, в сегодняшней реальности наиболее продуктивные решения рождаются на пересечении научных сфер, практических опытов, на границах.

Люди с другим опытом и другими знаниями формируют мощный эвристический потенциал, провоцируют креативность и пропитывание организационных и индустриальных мембран. (Междисциплинарность – наше все!)

Во-вторых, доверие и авторитет. Само лицо приглашенного/приглашенного предполагает расширение поля доверия людей к институции или компании, организации.

Априори в наблюдательные советы приглашают людей с безупречными репутациями, поэтому их присутствие вроде бы повышает общественное доверие, порождает чувство сопричастности к качественному и ценностному.

Така особа – колишній політик, митець, лікар, академік – є також носієм певних суспільних зв’язків, тому ніби “зв’язує” корпорацію і суспільство, робить роботу НР більш прозорою, зрозумілою, виступає гарантом якості і, знову ж, довіри громади до рішень корпорації. 

Така “зірка” стає амбасадором бренду, поширює позитивний образ компанії чи, навпаки, виступає критиком і конструктивним запобіжником у прийнятті неетичних або непрозорих рішень.

В-третьих, одним из ключевых факторов является идея формирования символического капитала.

Должна вспомнить известного французского интеллектуала Пьера Бурдье, который в работе “Формы капитала” предложил нам систему понятий обозначения “капиталов” — социальных связей, выступающих определенным ресурсом социального присутствия и получения “удобств”.

Общество философ рассматривал как поле общественной конкуренции/борьбы, а “капиталы” как инструменты и цели борьбы внутри социального пространства. Он выделил:

  • Экономический капитал – имущество, финансы, ценные бумаги, недвижимость, земля и т.д.
  • Культурный капитал – компетенции, навыки, квалификации, которые позволяют их владельцам мобилизовать культурный авторитет, могут быть источником признания/непризнания и даже символического насилия. Бурдье, например, считал, что речь не просто метод общения, но механизм власти, позиция человека в отрасли или социальном пространстве.
  • Социальный капитал — сеть связей как средство достижения групповой солидарности и измерения социальной конкуренции/власти в обществе.

Связи меж экономическим развитием общества и размером совокупного общественного капитала опосредованы политическим строем, религиозными традициями, доминантными ценностями.

Принадлежность к группе, обладающей определенной властью (семья, друзья, церковь, ассоциация, спортивный/культурный клуб), дает значительные преимущества.

Этот ресурс доступен всем субъектам, командам, корпорациям и странам, он приносит дивиденды в виде социального и индивидуального доверия, выступает долговременным ресурсом экономического роста.

Если вы как человек или корпорация нарастили свой социальный капитал – вы сможете действовать на основе принципа “доверие – обязательство без санкций”. На индивидуальном уровне вы увеличиваете “личные” возможности и качество жизни, высвобождаете время, имеете более широкую социальную идентификацию.

В организациях накопленный социальный капитал ведет к снижению текучести кадров, преемственности организационной культуры, неформальным возможностям повышения квалификации, pear-to-pear education.

В обществе облегчается социальный контроль, передача совместного опыта, солидарность, происходит удешевление бюрократической машины. Ну и, конечно, на международном уровне появляется возможность сотрудничества, солидарности, влияний и экономического развития.

Всемирный Банк разработал инструменты измерения Социального капитала и принимает решения по кредитованию стран, учитывая и этот показатель.

Культурный и социальный капитал успешно конвертируются в экономический. Их наращивание – одна из актуальных задач людей, корпораций, стран.

Все вместе эти капиталы имеют еще одно важное измерение, собственно квинтэссенцию — символический капитал. Бурдье рассматривал его как любой вид капитала (культурного, социального или экономического), имеющего особое признание внутри социального поля.

Чаще это престиж, репутация, уважение, честь. Сегодня значительное число исследователей и практиков считает символический капитал решающим источником влияния и, наконец, власти!

На мой взгляд, один из серьезных мотивов приглашения в Наблюдательные советы представителей культуры и искусства, репутационных политиков, академических лидеров, селебритиз – это создание/наращивание символического капитала. Компаниям с высоким символическим капиталом доверяют, их выбирают и работники, и работодатели, и правительства.

Символічний капітал виступає ознакою якості, прозорості, ефективності, соціальної відповідальносСимволический капитал выступает признаком качества, прозрачности, эффективности, социальной ответственности, именно он в конечном счете позволяет превращать “невидимые” вещи и “интуитивные” чувства в экономический рост.ті, саме він, зрештою, дозволяє перетворювати “невидимі” речі і “інтуїтивні” почуття на економічне зростання.

Выбираете лучшую бизнес-школу для получения степени МВА или хотите углубить свои знания в одной из управленческих сфер? Приглашаем на онлайн-презентации и открытые занятия:

16.12 | 19:00 | Открытое занятие курса “Управление людьми, процессами и организацией”

Тема: “Неформальная власть: развитие навыков влияния”

Детали события в Facebook

21.12 | 19:00 | Открытое занятие курса “Переговоры” и презентация курса

Тема: “Как провести переговоры с Мефистофелем и выжить, чтобы рассказать о нем?”

Детали события в Facebook >

Запись > | Открытое занятие курса “Принятие финансовых решений”

Тема: “Современные подходы к стратегическому управлению прибылью” 

Запись > | Открытое занятие курса “Экономика для бизнеса”

Тема: “Work-life balance: экономические аспекты для руководителей”

Запись > | Общая презентация программы МВА Эдинбургской бизнес-школы

Особенности обучения на британской программе магистра бизнес-администрирования при участии академического директора Наталии Кривды